ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Литературный календарь

185 лет (1835) знаменитой пьесе Михаила Лермонтов «Маскарад»

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

lermontov «Маскарад» Лермонтова – знаменитая пьеса тяжелой судьбы. Михаил Юрьевич Лермонтов написал «Маскарад»  когда ему было 20 лет, и еще 2 года оставалось до его всероссийской известности, вспыхнувшей после стихотворения «На смерть поэта».

«Маскарад» - драма Лермонтова в четырёх действиях, в стихах. Главным героем её является наделённый мятежным духом и умом дворянин Евгений Арбенин. Пьеса повествует о петербургском обществе 1830-х годов. Лермонтов, М. Ю. Маскарад : Драма в 4 д.в стихах / М. Ю. Лермонтов. - СПб, М. : Искусство, 1949. - 167 с.

 Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами. Однако выход в печать пьесы произошел только после смерти автора, поскольку цензора не пропускали произведение и поэту приходилось вносить неоднократные изменения, меняя количество персонажей, название, систему повествования, финал пьесы.

Отличительной особенностью пьесы является раскрытие автором темы судьбы и случая, заключающейся в преследовании героя собственной предначертанной судьбой, финалом которой становится трагический конец. Главным героем её является наделённый мятежным духом и умом дворянин Евгений Арбенин. Герой обличает пороки окружающих, не замечая, что становится непонятым, отвергнутым, осмеянным членом общества.

Важным персонажем в произведении является образ Нины, молодой девушки, чистого, цветущего создания, посланного главному героя для кардинального изменения его внутреннего состояния, испытания, которое Евгений Арбенин не в силах преодолеть. Главного героя настигает прошлое, которому он не может противостоять, поддаваясь слабости характера. Кроме того, над ним довлеет ревность и дикая страсть, обуславливая его прыжок в бездну.

Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им, непонятого на протяжении ослепления ревности и страсти. Данное осознание обуславливает невозможность дальнейшего существования героя, поскольку его разум является полностью погруженным во тьму.

Сумасшествие главного персонажа становится его наказанием за грехопадение, при этом судьбы не лишает его жизни, но не дает возможности обретения счастья и покоя в земном существовании, заставляя его существовать между небом и землей, не давая второго шанса на исправление за совершенные поступки.

Первый раз пьесу поставили в 1852 году в бенефис актрисы Марии Ивановны Валберховой (Александрийский театр). Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году. Это было обосновано тем, что «поскольку в 1852 г. показали в театре самые существенные сцены пьесы Лермонтова, не имеет смысла держать всю пьесу под запретом».

Затем «Маскарад» надолго сошёл со сцены Александринского театра. Только в 1889 году он был возобновлён всего на один спектакль, в бенефис Сазонова и, очевидно, в связи с 75-летней годовщиной рождения Лермонтова. В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова, Московский театр им. Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Музыка была заказана Хачатуряну Он с радостью принял заказ:

«…Я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. В силу обстоятельств, спектакль быстро сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году. В том спектакле роль Нины исполняла актриса А. Казанская. Иcтopикo-литepaтypнoe знaчeниe дpaмы «Macкapaд» - в xapaктepe ocвeщeния цeнтpaльнoгo гepoя.

Apбeнин ocoзнaeт тpaгизм бecцeльнoгo cyщecтвoвaния, нe пpиeмлeт кoмпpoмиccoв, тpycливoгo paвнoдyшия. B иcтopичecкиx ycлoвияx cepeдины 30-x гг. этo былa пpoгpeccивнaя идeйнaя пoзиция, opиeнтиpoвaннaя нa пepcпeктивнoe paccмoтpeниe пpoблeмы гepoя вpeмeни. «Маскарад» в широком контексте нашей культуры безусловно сделался явлением первого ряда Его судьба – выразительный пример того, насколько значимо единство искусств в мире национальной культуры.

Рожденный из литературы и как литература, сегодня даже на печатные страницы «Маскарад» как бы возвращается, обогащенный жизнью в других искусствах. Не будь у него такой трудной и блистательной театральной истории, вероятно, он остался бы этапным произведением в творчестве Лермонтова. Классическим явлением культуры «Маскарад» стал не благодаря жизни только в книге, а потому что – как и мечтал его создатель – завоевал русскую сцену и навсегда остался на ней лучшим образцом нашей драмы романтического стиля. Дорогие читатели!

Музей Редкой Книги Библиотеки им. Маяковского ждет Вас! Приятного чтения!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

Электронный каталог

2 Ele

Поиск по сайту

Виртуальные выставки

Новые поступления

knigi1